Почему Советский Союз не смог истребить чукчу и им пришлось заключить мир

Сибирский регион, расположенный в северо-восточной части России, считается местом проживания множества небольших, но древних народов.

Один из них — чукчи, народ, который до сих пор не знает цивилизации и ведет примитивный образ жизни, разводя скот и охотясь на оленей и других животных вдоль побережья Северного Ледовитого океана, а также Чукотского и Берингова морей.

Ближайший к американцам азиатский народ

Большинство чукчей проживает в Чукотском автономном округе, являясь одним из коренных народов региона, но несколько групп также проживают в соседней Республике Саха на западе (субъект Российской Федерации), Магаданской области на юго-западе и в Корякском автономном округе — на юге.

Кроме того, некоторые чукчи проживают в других частях западной России (Москва и Санкт-Петербург), в ряде европейских стран и Северной Америке. Их общая численность составляет около 16 тысяч человек, а самые ранние письменные упоминания о чукчах относятся к 1755 году, когда были сделаны путевые заметки одного из русских исследователей.

Чукчи принадлежат североазиатской расе. Это невысокие люди с темной кожей и полным телосложением. Они являются обладателями широких и очень плоских лиц, выступающих скул и темных узких глаз, что является яркой чертой монголоидной внешности. Кроме того, у них темные, прямые и жесткие волосы, и у мужчин не растет борода.

Чукчей называют самым сильным народом в Северо-Восточной Азии. Они часто действуют неразумно в порыве злости, склонны показывать зубы, даже дергать за волосы, как разгневанные дети, твердо верят в месть и сопротивляются всем формам навязываемой им власти.

Сопротивление русским

Чукчей называют «выжившими» по причине сохранения своей земли и культуры, несмотря на все многочисленные попытки Советского Союза истребить их. Их можно отнести к числу сильных народов, которых невозможно приручить и полностью победить.

На протяжении долгих веков русские пытались установить контроль над регионом, населенным чукчами, но им это не удалось. Первые походы русских на эти земли состоялись в начале XVII века, когда они была проведена серия крупных военных кампаний против чукотского народа. Все это время он храбро защищался, а пленные чукчи убивали друг друга, предпочитая смерть рабству.

К 30-м годам XVIII века их территория, но не сам народ, была захвачена, и русские начали строительство острогов, в том числе Анадырского острога, чтобы утвердить свою власть на этих землях. Тем не менее сопротивление коренных жителей продолжалось, несмотря на все усилия их подавить.

Русские правители понимали: цена уничтожения чукотского народа будет очень высока и потребует как денежных ресурсов, так и крупных войск. В результате они приняли решение заключить мир с чукотским народом и отказались от принудительного сбора дани в пользу мирной торговли.

Затем власти постепенно начали интеграцию этого региона с российским государством, и данный процесс проходил в несколько этапов.

Оленные и приморские чукчи

Традиционно чукчи делятся на две племенные группы. Первая группа, именуемая приморскими чукчами, обосновалась на северном побережье, в то время как другая предпочла кочевать со своими стадами, и ее представителей называют оленеводами, или оленными чукчами.

Традиционные жилища приморских представителей коренного народа расположены в постоянных прибрежных поселениях. Обычно эти жилища находились под землей, и в основном чукчи жили за счет рыболовства и охоты на морских млекопитающих в Арктике: моржей, тюленей, китов и белых медведей.

Китобойный промысел имеет сезонный характер, так как зависит от миграции китов, в то время как охота на других животных идет круглый год не только на берегу, но и на льду и в открытом море. Что касается рыбной ловли, то для нее используются кожаные лодки, копья, и сети.

Приморские чукчи передвигаются на лодках, которые считаются важным социальным и экономическим инструментом. Лодки используются членами одной семьи или делятся между соседями, а потому являются прочным связующим звеном между между отдельными семьями.

Что касается чукотских северных оленеводов, то они являются кочевниками, живущими в палатках, поскольку часто мигрируют со своими стадами, меняя место жительства по мере смены пастбищ. Свои жилища и вещи они перевозят на санях, запряженных оленями, или собачьих упряжках.

Благодаря своему образу жизни эти группы назвали оленными, так как стада оленей не только являются средством передвижения, но и обеспечивают их молоком, мясом и кожей для одежды и укрытия жилищ. В зависимости от сезона чукчи-оленеводы кочуют с места на место: летом они мигрируют пешком, а зимой — на оленьих упряжках.

Оленеводство требует много внимания и определенного образа жизни: некоторые походы длятся до девяти месяцев, а иногда чукчам приходится совершать 200-мильные походы, спасаясь от насекомых, заражающих стадо.

Множество ритуалов и обычаев

Как и многие коренные народы Сибири, чукчи имеют богатую историю народного творчества и ритуальных традиций и сумели сохранить свое наследие, несмотря на попытки русских стереть народ с лица земли. Например, согласно одному из обычаев, беременная женщина каждый день сразу после пробуждения выходит из жилища, наблюдает за восходом солнца и обходит дом в направлении движения солнца. Когда наступает время родов, мужчинам нельзя заходить в комнату женщины, так как это сулит неудачу.

Как и при родах, после смерти человека совершаются особые ритуалы. Так, умершего помещают в спальню и наблюдают примерно в течение дня на случай его возвращения к жизни. В это время запрещается бить в барабаны или издавать другие громкие звуки. После истечения положенного срока тело омывают, одевают в новую одежду, вывозят в тундру и сжигают.

В чукотском фольклоре присутствуют мифы о сотворении земли, луны, солнца, звезд и битвах древних людей, многочисленные сказки о животных, рассказы о злых духах, виновных в болезнях людей и других их бедствиях, а также рассказы о шаманах (племенных священнослужителях), обладающих сверхъестественными способностями.

Как гласит одна из народных чукотских сказок, однажды люди плыли в океане, и внезапно в их лодке начала бить фонтаном вода. Тогда хозяин лодки обратился к духам морских водорослей, они помогли ему, и когда лодка подошла к берегу, он велел духам уйти.

Во время наиболее важных традиционных праздников полярные народы приносят жертвы духам, от которых зависит их выживание. Жертвоприношение для успешного оленеводства происходит осенью, а для рыболовства и охоты на млекопитающих — летом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравился пост? Поделись с друзьями!
Однакооо.Ру